«…поразительно творческое трио. Пробирает до глубины души»

Rolling Stone, 2011

 

Фортепианное трио, считающее себя традиционным (и при этом экспериментирующее) и считающееся критиками экспериментальным (и при этом доступным). «Затейливая деконструкция классического джаза» — прекрасная характеристика: из того, что стало общим местом джаза, Vein в состоянии вычленить совершенно новую красоту за счёт разбора стандартов до мельчайших винтиков.

Классическое по составу (фортепиано, контрабас, ударные) трио работает в стилистике современного джаза и пост-бопа. Свою историю ансамбль ведёт с 2006 года, начав со сравнительно скромных гастролей по Швейцарии и Германии и к настоящему времени став заметным явлением на сценах без преувеличения всего мира – от Польши до Кубы, от Литвы до Боливии, от Украины до Индии. Среди приглашённых звёзд, записывавшихся с ними – такие именитые артисты, как Грег Осби и поистине легендарный Дэйв Либман (участвовавший в записи шестого альбома трио «Lemuria»). С последним, в частности, Vein «деконструировали» Гершвина и Брубека, нимало не теряя в своём сатирическом подходе к материалу. Были в работе Vein и обращения к джазовым обработкам, например, Равеля (!), сотрудничество с симфоническим оркестром и полноценным джазовым биг-бэндом.

Лидер коллектива – барабанщик Флориан Арбенц – отмечен почетной наградой в области Европейской культуры «За вклад в развитие джазовой и классической музыки». В активе у музыкантов регулярное взаимодействие вне коллектива с весьма заметными фигурами современного импровизационного искусства, причём фигурами весьма разноплановыми: здесь и Вольфганг Пушниг, и Марк Джонсон, и Бенни Маупин, и даже «неоклассик» Пьер Булез). Подобная универсальность неудивительна и во многом объясняется крепчайшей базой, полученной всеми тремя в ходе как джазовых, так и академических штудий в подростковом и юношеском возрасте.

Гармония, мелодия, ритм — всё это разделяется и начинает жить в их музыке и независимо, лишь время от времени снова сходясь в общепринятом единстве. Завораживает не столько виртуозность исполнения традиционного джаза или умение с юмором ломать его же каноны, сколько многогранность интерпретации самых разнообразных жанров. На акустических инструментах музыканты создают и ощущение электронного эмбиента и чисто рокового драйва, ну и, разумеется, показывают высококлассный современный джаз.

В российском туре 2017 года группа представила свой диск 2016 года, получивший название «The Chamber Music Effect». Материал этой новой записи — исключительно авторский, и его оригинальность и (в хорошем смысле слова) провокационность доказывается уже просто названиями композиций: «Шахерезада» и «Пастораль» соседствуют здесь, например, с «Балетом обезьян». А в 2019-м VEIN выпустили диск с говорящим названием «Symphonic Bop», в записи которого участвовал Norrbotten Big Band.



УЛ. ПЯТНИЦКАЯ, ДОМ 27, СТР. 3А